-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в masanu

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 09.05.2010
«аписей: 7041
 омментариев: 3690
Ќаписано: 11060


¬еселое врем€ - зимние —в€тки!

„етверг, 10 январ€ 2019 г. 15:32 + в цитатник
¬еселое врем€ - зимние —в€тки!
 
ѕредприниматель јндреев ёрий из Ћуганска рассужда€ на тему финансовой грамотности легко объ€снил, что такое грамотна€ инвестици€ и кого можно считать инвесторами. » у него это вышло более точнее и доступнее, чем у википедии  

Ќа –уси всегда считались одним из самых веселых праздников. —в€тки (св€тые дни) дл€тс€ 12 дней с –ождества ’ристова до св€того праздника Ѕого€влени€, который на –уси больше известен как  рещение. ¬се дни —в€ток люди старались прожить как-то особенно, отмеча€ каждый день своеобразными приметами. ќсобенно внимательно относились к снам, видени€м и знамени€м, которые приобретали на —в€тки особое значение.

≈щЄ со времЄн €зычества считалось, что именно в этот период года граница между нашим миром и всевид€щим миром духов максимально истончаетс€. ¬ дни —в€ток незримо ощущаетс€ присутствие м€тежных душ, прорвавшихс€ в мир людей. ≈сть даже легенда о том, что в дни —в€ток Ѕог был так счастлив, что у Ќего родилс€ —ын, что дал послабление нечисти и выпустил еЄ из ада. » теперь эти короткие дни бесы, черти используют на всю катушку, сбива€ православный люд с толку.

“радиционно —в€тки делились на две части — «св€тые вечера» — от –ождества до ¬асильева вечера и «страшные вечера» — с ночи под Ќовый (старый) год и до  рещени€ √осподн€. Ќесмотр€ на то, что весь св€точный период считалс€ в народе временем «без креста», то есть временем, когда только что родившийс€ »исус еще не был крещен, особый разгул нечистой силы св€зывалс€ именно со «страшными вечерами», что отразилось в соответствующем названии.

—в€тки были насыщены различного рода обр€дами, магическими действи€ми, запретами, гадани€ми. — их помощью старались обеспечить благополучие на весь год, вы€снить свою судьбу, задобрить «родителей» — умерших предков, обезопасить себ€ от нечистой силы.

ѕриход этой силы разыгрывалс€ в р€женье, а также в играх, характерных дл€ св€точных вечерок. 
ћагические действи€ по защите людей и их домов от нечистой силы были особенно характерны дл€ второй недели —в€ток, ближе к  рещению. ¬ эти дни более тщательно, чем обычно, подметались избы, а чтобы в мусоре не спр€талась нечисть, его выносили подальше от деревни. ƒома и хоз€йственные постройки окуривали ладаном и окропл€ли св€той крещенской водой, на двер€х и воротах ставили мелом кресты; обходили с топорами скотину, выпущенную хоз€евами в  рещение из хлевов на улицу.

¬ надежде на увеличение плодовитости скота в сочельник — канун –ождества — выпекали из теста «козульки» («коровки») — печенье в виде фигурок животных и птиц. ¬ надежде на будущую счастливую жизнь ставили сноп в красный угол избы, разбрасывали солому по полу, кормили кутьей куриц, обв€зывали лентами фруктовые деревь€…

¬о врем€ —в€ток молодежь устраивала также игрища, св€точные вечеринки, на которые приглашались парни и девушки из других деревень.  роме того, на  рещение в больших селах проходили смотрины невест, т. е. показ девушек брачного возраста в преддверии следующего за —в€тками мес€ца сватовства и свадеб…

—лав€нский праздник —в€тки, св€точные дни, имеют глубокие €зыческие корни. ќни вошли в нашу культуру еще в дохристианский период. — тех пор прошли века, а св€точные дни как были, так и остались самым таинственным и мистическим временем в году. ¬ особенности это относитс€ к св€точным гадани€м.

 

 

 

Ёти гадани€ в «страшные вечера» считались наиболее точными. ƒо праздника  рещени€ (19 €нвар€) они были дозволены… ѕо народным поверь€м, гадани€ на —в€тки дают возможность загл€нуть в будущее. » гадани€ были тем увлекательнее, чем больше в них было элементов мистических и даже пугающих: ведь чаще всего гадали юные девушки, а в таком возрасте испугатьс€ непон€тного и неизведанного очень легко…

—обирались молодые реб€та и девушки в небольшие группы и ходили от дома к дому, распева€ песни то про  ол€ду, то с угрозами хоз€ину: «ј не дашь пирога – сведем корову за рога!» » ведь могли и впр€мь увести – в —в€тки дозвол€лось все. ѕравда, вовсе не все две недели, как могло показатьс€, а строго три раза: в —очельник, под Ќовый год и накануне  рещени€…

 ажда€ группа несла на палке шести- или восьмиконечную звезду, склеенную из серебристой бумаги. »ногда звезду делали полой и внутри нее зажигали свечу. —вет€ща€с€ в темноте звезда словно плыла по улице. ¬ состав группы входил мехоноша, несший мешок дл€ сбора даров. Ќа ходу они пели песню- припевку:

  нам пришло-прикатилос€ 
—в€тое –ождество! 
¬от —в€т вечор! ¬от —в€т вечор! 
ћы ходили — походили, кол€довщики! 
ћы искали — поискали »ванова двора! 
—тоит »ванов двор на п€ти столбах! 
Ќа п€ти столбах, на семи верстах! 
 ол€да — кол€да! ѕодавай пирога!

¬ другие же дни было «виноградье». ќчень похожее действо, только во врем€ него не было озорства, а ватаги, ходившие по домам, славили хоз€ев. —обственно «виноградьем» назывались величальные песни, а сами певцы — «славильщиками". —лавление было строго регламентировано: начинать пение полагалось с обращени€ к главе дома: «ѕрикажи, сударь-хоз€ин, виноградье петь!». ј после каждого двустиши€ был рефрен: «¬иноградье, виноградье красно-зелено!»

  приходу кол€довщиков относились очень серьезно, с удовольствием принимали все величани€ и пожелани€, старались их, по возможности, щедро одарить. «Ќепростые гости» складывали дары в мешок и отправл€лись к следующему дому. ¬ больших селах и деревн€х к каждому дому приходило по п€ть-дес€ть групп кол€довщиков.  ол€дование было известно на всей территории –оссии, но отличалось местным своеобразием.

–€женье также было об€зательным компонентом —в€ток. Ёто элемент народных праздников, обр€довое и игровое переодевание с использованием масок. –€женые могли изображать различных животных и птиц, представителей некресть€нской среды (барыню, барина, цыгана), разного рода изгоев, скитающихс€ по свету (нищих, разбойников, странников), людей, имеющих знани€, недоступные обычным кресть€нам (кузнецов, мельников), а также представителей потустороннего мира (смерть, кикимору, беса, ведьму и т. д.).

 
 



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку